Главный » НЭП » Технологии » В Иране тоже есть своя «фабрика троллей»
Фото: Aziz Taher, Reuters

В Иране тоже есть своя «фабрика троллей»

С 2016 года, если не раньше, Иран заполняет соцсети намеренной дезинформацией. New York Times рассказала о фабрике троллей и попытках ввести в заблуждение как рядовых пользователей интернета, так и крупные западные СМИ.

Газета рассказала историю жителя Вашингтона, Али аль-Ахмеда. Порой он критикует правительство Саудовской Аравии в сети, и потому не удивился, получив в конце прошлого года в "Твиттере" сообщение от египтянки по имени Мона А. Рахман, утверждавшей, что она живет в Лондоне и тоже является противницей саудовского режима.

Но Аль-Ахмеду показалась неестественной фотография на интернет-страничке его новой знакомой. «Она больше походила на фото манекенщицы, - говорит он. - К тому же ее арабский оставлял желать лучшего, а в ее сообщениях, написанных на арабском, встречался знак, по которому можно было заключить, что в ее компьютере используется также фарси.

Затем она прислала ему статью о резких изменениях политики Израиля, которая, якобы, была опубликована на веб-сайте Белферского научного центра центра исследований международных отношений в Гарварде. Сайт, действительно, один к одному совпадал с сайтом Гарварда – тот же дизайн, логотип, те же цвета… Но только адрес его отличался от подлинного: «belfercenter.net» вместо «belfercenter.org». В статье утверждалось, что министр обороны Израиля был снят со своего поста, потому что оказался российским агентом. Но статья была сфабрикована.

«Новый отчет показывает, как проиранские группы распространяют фальшивые новости в интернете» - так называется статья в NYT. Ее авторы, Скотт Шейн и Ронен Берман, рассказывают об отчете исследовательской группы Citizen Lab при университете Торонто, в котором описан большой иранский «конвейер дезинформации», функционировавший, по крайней мере, с 2016 года.

Целая сеть, посредством тщательно подделанных сайтов, распространяет в интернете сфабрикованные статьи. Когда же основные новостные издания подхватывали фальшивые сообщения, операторы немедленно убирали их источники из интернета, рассказала Габриэль Лим, сотрудник Citizen Lab и ведущий автор отчета. «Это мешало рядовым пользователям сети понять, что происходит на самом деле, и при скрытом первоначальном источнике ложной информации было трудно обнаружить подделки».

По словам Лим, на этом конвейере фабрикуются и фальшивые пользователи, вроде Моны А. Рахман, через которых потом пытаются вводить в заблуждение не только СМИ, но и рядовых пользоваьтелей. Воздавая должное плодовитости троллей, но и отмечая недолгий век, отведенный их творениям, сотрудники Citizen Lab назвали иранскую группу «Муха-поденка» - в честь плодящихся каждое лето в гигантских количествах мух, которые, едва вылупившись из личинок, вскоре умирают.

В Citizen Lab не могут с полной уверенностью утверждать, что операция финансировалась иранским правительством. Но сотни аккаунтов, удаленных в августе 2019 года Facebook и Twitter, были связаны и с государственными СМИ Ирана. Иногда их публикации просто повторяли официальные комментарии.

При создании своих фальшивых веб-сайтов группа «Муха-поденка» использовала известную тактику, когда создается сайт, чье название на одну-две буквы отличается от названия реального и популярного ресурса, в расчете на то, что часть пользователей не обратит на это внимания. Например, публиковались фальшивки на сайтах «theguaradian.com» и «theatlatnic.com», чьи названия на первый взгляд неотличимы от реальных «theguardian.com» и «theatlantic.com». А в апреле 2017 года статья о Брекзите, якобы опубликованная английской газетой The Independent, на самом деле пришла с сайта с чуть иным адресом: «http://www.indepnedent.co/». Но когда читатели позже попытались вернуться к статье - они были переадресованы на настоящий, официальный сайт газеты! Иранцы удалили фальшивку, но при этом изменили ссылку, чтобы усилить впечатление, будто источником статьи был подлинный сайт «Индепендент».

Напомним, что в октябре 2018 году Twitter предал гласности данные о 10 миллионах лживых записей, осуществленных с 4500 аккаунтов, в период с 2013 по 2018 гг. Исследователи сообщили тогда, что 90 процентов из них были распространены с 3800 аккаунтов, созданных печально известной фабрикой троллей в Санкт-Петербурге, но еще около миллиона публикаций осуществили иранцы, задействовав для этого более 700 аккаунтов. Однако новый отчет показывает, что спектр деятельности иранцев был еще шире. Citizen Lab удалось обнаружить 73 веб-домена, созданных иранской фабрикой троллей. Выявлены 135 поддельных статей, которые она опубликовала, и 11 фальшивых пользователей вроде «Моны А. Рахман» - эти имена часто используются в качестве подписей на сфабрикованных статьях.

Сейчас эта фабрика если еще и действует, то, видимо, свернула большую часть своей работы. Правительство Ирана категорически отрицает свою причастность к этому проекту.

«Детали». М.P. Фото: Aziz Taher, Reuters

тэги
 

Реклама

Анонс

Реклама

Партнёры

Загрузка…

Реклама

Партнеры

  • Все новости | Cursorinfo: главные новости Израиля
  • Error
  • Error
  • Error

Ученые NASA заявили, что Вселенная расширяется быстрее, чем считалось до сих пор. ...

Представители террористической группировки ХАМАС требуют, чтобы Израиль немедленно отменил все веден ...

Властям калифорнийской Пасадены пришлось перекрыть одну из улиц города, после того как на ней посели ...

США ввели санкции против лиц и компаний из 4 стран. ...

До конца марта отменены все традиционные поездки учащихся. ...

RSS Error: WP HTTP Error: Предоставлен неверный URL.

RSS Error: WP HTTP Error: Предоставлен неверный URL.

RSS Error: WP HTTP Error: Предоставлен неверный URL.

Send this to a friend