Фото: Sergey Pivovarov, Reuters

Тень Победы: так действуют российские пропагандисты в Германии

«День Победы для Путина – очень важный праздник, прежде всего, с пропагандистской точки зрения. Он дает возможность продемонстрировать военную мощь России, а также во всем блеске и во всеуслышание заявлять миру о своих амбициях».

Не только по Израилю в эти дни ходили ряженые в военную форму советской армии люди, изображая парады разной степени помпезности. Путинская версия «Дня победы» насаждается и в других странах. Доктор политологии Сюзанн Шпан, жительница Берлина, рассказала «Деталям»: «Пропутинские СМИ в Германии тиражировали видеозапись подготовки парада на Красной площади в Москве. Эти кадры устрашают, и главный посыл их в том, что Россия не собирается «сдаться на милость Западу».

По словам доктора Шпан, одна из примет современного пропагандистского дискурса в России – «игра на контрастах». Русский мир, как философское и геополитическое понятие, искренний и чистый, как незамутненный родник, противопоставляется «загнивающему Западу» с его извращенными ценностями. Однако мало этой, чуть ли не законом установленной разницы — путинский режим старается расширить пространство русского мира в планетарном масштабе. Созданный по инициативе президента РФ в 2007 году Фонд, получивший такое же название – «Русский мир» — призван реализовывать задуманное, прикрываясь такими благими намерениями, как поддержка за рубежом русского языка и русской культуры.

— Прекрасная идея – сохранить русский язык и русскую культуру за границей. В самой этой идее нет ничего плохого. В Германии есть центры, в Дрездене и Нюренберге, где помогают людям не забывать язык страны исхода. Это вполне легитимно. – говорит Сюзанн Шпан. – Также и Германия, чтобы сохранить немецкий язык и немецкую культуру, прибегает к помощи немецких центров, разбросанным по всему миру… Но деятельность упомянутого Фонда распространяется не только на русских за рубежом, а на всех русскоязычных. В Германии живут около трех миллионов русскоязычных, и всех их учат «патриотизму» и «служить отечеству», понимая под ним не Германию, а Россия.

— Как работает такого рода пропаганда?

— Вот свежий пример. Не так давно российское консульство в Лейпциге, при непременном участии «Русского мира», пригласило Ассоциацию русских немцев провести встречи. Они прошли под каким-то формальным предлогом, но лейтмотив тот же – патриотизм и служба отечеству, то есть, России. В данном случае, на мой взгляд, можно говорить о попытке подрыва суверенитета другого государства: община русских немцев живет в Германии, она интегрирована в жизнь страны, эти люди – граждане Германии.

Путинская пропаганда базируется на обязательном и крепком патриотизме, на образе врага, в роли которого выступает Запад во главе с США. Мне жаль, что задан именно этот вектор — кажется, российское руководство повторяет ошибки советского, пытаясь вновь затеять гонку вооружений. И российские СМИ, в том числе и представленные в Германии, изо всех сил стараются показывать, что Россия вновь сильна как никогда, встала с колен, стоит вровень с Западом. Вновь вытащен из нафталина, хорошо прочищен и водружен на знамя некогда уже забытый жупел – НАТО как главный противник в предстоящем возможном столкновении. И за этим начинает литься поток фальшивой информации, преследующий вполне понятную цель.

— Можете привести какой-либо пример?

— На веб-сайте российского канала иновещания, представленного в Германии под маркой RT Deutsch, появилась публикация, что НАТО планирует проведение военных учений в Брюсселе именно 9 мая – с участием всех стран, кто входит в эту структуру. Более того, подчеркивается, что гипотетическим врагом на учениях выступает Россия. К статье «прикреплен» твит редактора немецкой версии «Спутника» Никиты Герасимова, написанный на немецком языке. По его мнению, это «немыслимая провокация: 9 мая Россия (и не только) празднует победу над гитлеровским фашизмом и поминает миллионы своих погибших. НАТО ведет войну против России. В этой связи приходится провести историческую параллель НАТО с фашизмом».

Это яркий пример того, как российские СМИ работают за рубежом, сознательно искажают факты. Я посмотрела статью на сайте «Шпигель-онлайн», откуда взята информация об учениях. Действительно, речь шла об учениях НАТО, но не о боевых, с пехотой, бронетехникой и авиацией, а всего лишь о проверке и отладке коммуникаций между Брюсселем и оборонными ведомствами стран, входящими в Североатлантический блок. Да и Россия в планах этих учений не названа главным врагом!

Такой вот довольно вольной, мягко говоря, интерпретацией сведений из «Шпигель-онлайн» RT Deutsch намеренно раздувает то, что НАТО – враг России. Это тренд, который Россия тщательно отрабатывает последние несколько лет. Хотя, как я полагаю, проблема отнюдь не в НАТО, а скорее, в самой России, в ее агрессивном внешнеполитическом курсе, который проводится в Грузии, Украине, Сирии и других странах. Российские СМИ за рубежом хотят отвлечь читателей от этих фактов, и они изображают Россию, которая на самом деле является агрессором, жертвой. Чтобы оправдать гонку вооружений и нагнетать военную истерию.

О чем говорить, если милитаризация коснулась в РФ даже детских садов, не говоря уже о школах?! Детишки, одетые в военную форму, военные учения в противогазах с участием школьников — все это должно быть оправдано чем-то. И оправдание, конечно — угроза со стороны НАТО.

— Какие еще существуют рычаги российского влияния в Германии, кроме «Russia Today» и «Спутника»?

— Российские СМИ работают в Германии с некоторыми журналистами, организациями, движениями, способствующими распространению российских нарративов. Среди их партнеров можно назвать главного редактора журнала «Компакт» Юргена Эльсассера. На видео, выложенном в сеть, можно увидеть, как Эльсассер беседует с исполнительным директором фракции «Альтернатива для Германии» (АДГ) в Бундестаге Гансйоргом Мюллером, представляя очередной номер своего журнала. Крупным планом на экране мелькает портрет Путина на обложке, с заголовком «Патриот России как партнер Запада». Зрителю ненавязчиво внедряется мысль о том, что Запад вообще и Германия, в частности, должны сотрудничать с Россией. Напомню, что АДГ сегодня – третья по величине партия в Бундестаге, и о ее контактах с российской стороной писалось неоднократно. Кстати, несколько номеров журнала «Компакт» было посвящено гипотетической агрессии НАТО против России.

— Чем вызвана эта поддержка: идеологическими или другими мотивами?

— Такими, как Эльсассер, безусловно, движет, прежде всего, идеология, поскольку он – за правительство «сильной руки», он уважает авторитарность правления в России, выступает против мигрантов, против предоставления прав гомосексуалистам. Он вообще ярый консерватор. Однако я не исключаю и материальной заинтересованности.

— Откуда такие предположения?

— Раз в году Эльсассер проводит так называемую «конференцию суверенитета» в Берлине – в большой гостинице, расположенной в центре города, где собирается более пятисот человек, приглашаются пророссийские политики всех партий, называющие себя друзьями России. Как ни странно, там выступает и Владимир Якунин. Известно, что у него свой фонд в Швейцарии, который, к примеру, финансирует исследовательский институт «Диалог цивилизаций». Я не могу утверждать, и у меня нет доказательств, что Якунин финансирует конференции Эльсассера, хотя вероятность такая, на мой взгляд, существует. Факт, что Эльсассер поддерживает тесные контакты с Якуниным, а также с Натальей Нарочницкой, президентом Европейского Института демократии и сотрудничества в Париже.

RT-Deutsch существует в Германии с 2014 года, в Берлине, и тот же Эльсассер, вместе шеф-редактором онлайн-канала Ken FM Кеном Йебсеном, с их единомышленниками, тогда распространяли онлайн-петицию, призывая дать возможность этому каналу действовать на германском рынке масс-медиа.

— И Вы считаете, что тема победы во Второй мировой войне используется Кремлем в пропагандистских целях?

— Недавно RT Deutsch, выложил на своем сайте видео о том, как Россия готовится к Дню Победы. Демонстрировали, как тренируются военные, как маршируют солдаты, как везут ракеты на установках — словом, боевая мощь России во всем ее величии. Примерно в том же ключе была написана и высокопарная статья, появившаяся на немецкой странице веб-сайта «Спутник» — сообщалось о шоу военных вертолетов и самолетов, о демонстрации новейшей военной техники…

— Каким еще образом осуществляются попытки внедрения российского нарратива в немецкое общество?

— Через VIP-персон, влиятельных людей — таких, как, скажем, бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Он занимает высокие посты в «Роснефти», «Газпроме», в компании, которая ведет строительство газопроводов через Балтийское море. Шредер необычайно активен в немецких СМИ, выступает нередко по телевидению и радио, поддерживает русских. Он оправдал аннексию Крыма тем, что сам также, в свое время, нарушил международное право во время конфликта в Косово! Всегда показывает и демонстрирует понимание политики российского руководства.

Шредер в своем рвении далеко не одинок. Скажем, есть такой глава российско-немецкого форума, бывший председатель социал-демократов Маттиас Платцек, фигура также весьма влиятельная. Он тоже поддержал аннексию Крыма. Есть влиятельные журналисты, занимающие активную пророссийскую позицию, к примеру, Габриэла Кроне-Шмальц. Последняя ее книга повествует о том, как Запад вступил в полосу конфронтации с Россией, и, по мнению Кроне-Шмальц, Запад сам виноват в том, что отношения ухудшились, зря отказывается общаться с президентом Путиным (хотя это и не правда). VIP-персоны, о которых я говорю, в немецком обществе они куда влиятельнее, чем российские СМИ в Германии.

— А насколько широка аудитория этих СМИ?

— Сложно сказать. У «Спутника» сейчас около 200 тысяч подписчиков в ФБ, у RT Deutsch – около 400 тысяч. Есть также видео-агентство Ruptly TV, которое под своей крышей создало еще две компании — Redfish GmbH, онлайн-канал, а также Maffick Media. Они предназначены для активной работы в социальных сетях, выкладывают в них видео. У каждого из них – своя целевая аудитория. Redfish ориентирован на левую аудиторию, с уклоном в социальную тематику, а его канал в Фейсбуке насчитывает 3.9 миллиона подписчиков. Там могут выпустить скандальное видео – например, роликс девушкой, которая в петербургском метро протестует против диктата мужчин и выливает на них отбеливатель, который собрал более семи миллионов просмотров и вызвал дискуссию. А потом на том же канале, раскрученном на скандалах, появится вдруг видео, что Меркель проводит плохую миграционную политику –точь-в-точь в духе «Спутника» и RT Deutsch. Что касается Maffick Media, то она появилась в Берлине совсем недавно, в 2018 году. Не исключаю, что финансируется Россией.

— Почему Вы так считаете?

— Это дочерняя компания RuptlyTV, а ту, в свою очередь, патронирует RT Deutsch. Вообще, всем этим занимаются далеко не глупые люди, и подход у них соответствующий – данные медиа позиционируют себя независимыми источниками информации. Они постоянно говорят, что немецкий мейстрим, как правило, замалчивает правду, тогда как они, дескать, предлагают свою версию событий.

— И это работает?

— Очень успешно, следует признать! Немцы в каком-то смысле устали от традиционных масс-медиа, доверие к ним подорвано. Достаточно вспомнить скандал с ведущим журналистом «Шпигеля», который, как выяснилось, кормил читателя придуманными историями. Российские СМИ ловко поймали это настроение и заполняют образовавшийся вакуум, представляя себя независимыми СМИ, хотя это не так. И это не альтернативная линия, а четко пророссийская. Кто выступает в этих СМИ? Путин, Лавров, Шойгу. Там вы не увидите Навального. Да и большая часть контента доставляется из Москвы. Шеф-редактор немецкого веб-сайта «Спутник-ньюс» сам признался в недавнем интервью, что девяносто процентов контента немецкий «Спутник» получает из Москвы. Кроме того, в самой России появились публикации, в которых бывшие редакторы из «Спутника» и RT Deutsch признались, что они подконтрольны Кремлю.

— Это известный факт…

— Не совсем! В Германии, к примеру, об этом практически ничего не знают. Маркетинговая стратегия, выраженная в том, чтобы представлять себя альтернативными и независимыми, и здесь работает довольно успешно.

Марк Котлярский, «Детали». Фото: Sergey Pivovarov, Reuters


тэги

Анонс

Реклама



Партнёры

Загрузка…

Реклама

Send this to a friend