Wednesday 20.10.2021|

    Партнёры

    Партнёры

    Партнёры

    Загрузка...
    Фото: Моти Мильрод
    Фото: Моти Мильрод

    Телеканал “Дождь” включен в “черный” список иноагентов, на очереди – блогеры в YouTube

    Министерство юстиции РФ внесло в пятницу, 20 августа, внесло в реестр СМИ-иноагентов российский телеканал "Дождь", портал "Важные истории", специализирующийся на журналистских расследованиях, а также нескольких его журналистов.


    Речь идет о первом случае включения в "черный список" российского СМИ с российским юридическим лицом, у которого нет иностранных юрлиц, отмечает "Би-би-си". По мнению юриста Галины Араповой, это тревожный звоночек для блогеров, ведущих You-Tube канал с монетизацией.

    "Телеканал "Дождь" - российское СМИ. Все 11 лет своего существования "Дождь" работает в полном соответствии с российским законодательством, все наши источники финансирования известны, потому что мы публикуем свою финансовую отчетность на нашем сайте, - прокомментировал ситуацию в "твиттере" главный редактор телеканала Тихон Дзядко. - Конечно, мы будем обжаловать это решение - как решение не соответствующее закону и здравому смыслу. И конечно же, мы продолжим работать как прежде".

    В беседе с радиостанцией "Эхо Москвы" Дзядко пояснил, что никаких официальный уведомлений о внесении "Дождя" в реестр СМИ-инагентов редакция не получала, а данное решение он считает необоснованным.

    По словам главного редактора "Важных историй" Романа Анина, никто из редакции не уволился после признания иноагентами, а он готов пройти все российские судебные инстанции с жалобой на минюст, чтобы обжаловать решение в ЕСПЧ. Несколько сотрудников его редакции были внесены в реестр СМИ-иноагентов, в том числе, Роман Шлейнов, Ирина Долинина, Алеся Мароховская, Дмитрий Великовский и экс-журналистка издания Олеся Шмагун.

    Отметим, что в 2012 году российская Дума приняла поправки к закону "О некоммерческих организациях", который ввел понятие "иностранный агент". Пять лет спустя, в 2017 году в России был принят закон, создавший понятие СМИ-иностранный агент. Речь идет об изданиях, получающих финансирование или имущество от иностранных органов или граждан напрямую, либо через российских граждан. Они обязаны быть зарегистрированы в минюсте и сообщать о своем статусе в публикациях в СМИ и Интернете.

    В декабре 2020 года Госдума ввела новую правовую норму - статус иностранного агента может присваиваться не только организациям, но и физическим лицам, занимающимся политической деятельностью и получающим доходы из-за границы. Они обязаны отчитываться о потраченных деньгах и маркировать публикации. Также им запрещено занимать государственные должности. Российские юристы отмечает серьезную проблематичность такого закона и его противоречие Конвенции о защите прав человека и основных свобод.


    Ранее с 2017 года в списке СМИ-иноагентов состояли преимущественно издания, относящиеся к американскому холдингу "Голос Америки", в том числе, телеканал "Настоящее время" и проекты "Радио Свобода". Весной 2021 года в него были включены сайт "Медуза" и портал VTimes, созданный журналистами "Ведомостей", затем - само "Радио Свобода", "Открытые медиа", расследовательский проект The Insider.

    Всего в этом реестре в данный момент 25 человек и 18 изданий.

    Фактически российский закон об иностранных агентах - это инструмент ослабления и ликвидации независимых СМИ в России. Включение в список иностранных агентов нередко служит смертным приговором изданию, потому что от него отворачиваются рекламодатели из-за опасений, что у них самих могут возникнуть проблемы.


    «Дождь» — единственный крупный независимый телеканал, существующий в России в течение последнего десятилетия, ежедневно производит дорогостоящий видеоконтент и, скорее всего, не сможет существовать без рекламных контрактов», - считают в "Новой газете", где был опубликован материал под заголовком "Нам нужен «Дождь». Уничтожая журналистику, государство берет курс на ГКЧП-2".

    "Опыт «Медузы» показал, что рекламодатели уходят из СМИ-иноагентов, поскольку не могут просчитать риски. В случае «Дождя» проблемы могут также начаться с вещанием канала в кабельных сетях", - отмечает издание.

    Синдикат-100 — объединение российских независимых медиа, в которое входят "Новая газета", "Дождь" и еще более 25 федеральных и региональных российских СМИ, опубликовало заявление. "Мы понимаем, что бессмысленно обращаться к тем, кто инициирует это безумие, с требованием его остановить. Мы понимаем, что сегодняшние получатели статуса иноагента — не последние. Мы понимаем, что есть задача поставить всю российскую прессу под полный государственный контроль. Мы выражаем солидарность с коллегами из «Дождя» и «Важных историй». Мы будем продолжать свою работу в соответствии с принципами честной журналистики, что бы на этот счёт ни решали в Кремле", - отмечается в этом заявлении.

    "Люди, которые принимают эти решения, давно не понимают страны, в которой живут. И действуют не в ее интересах, - заявили журналисты. - Если разобраться по существу — настоящие иноагенты они, а не медиа, к которым прикрепляется сегодня этот ярлык".

    "Детали", А.У. Фото: Моти Мильрод

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
    МНЕНИЯ
    ПОПУЛЯРНОЕ
    Размер шрифта
    Send this to a friend