Разоблачена крупнейшая российская сеть по распространению «фейков». Она подделала сайты 60 крупных западных СМИ

Разоблачена крупнейшая российская сеть по распространению «фейков». Она подделала сайты 60 крупных западных СМИ

Корпорация Meta (материнская компания Facebook)  сообщила о разоблачении крупной российской сети по распространению дезинформации. Согласно отчету Meta, сеть начала действовать еще в мае 2022 года и концентрировалась на войне в Украине и западных санкциях. Она была выстроена вокруг более чем 60 сайтов, которые выдавали себя за крупные западные СМИ: Der Spiegel, The Guardian, Bild, ANSA и другие.

В подробном отчете описываются методы, с помощью которых российская пропаганда создавала для читателей фальшивую реальность.

Сеть насчитывала 1633 аккаунта, 703 страницы, одну группу в Facebook и 29 аккаунтов в Instagram. На продвижение сети было потрачено около 105 тысяч долларов США. В целом она охватила около 4000 аккаунтов в Facebook и около 1500 – в Instagram. Они действовали на немецком, английском, французском, итальянском, испанском, русском и украинском языках.

Сайты и аккаунты в соцсетях размещали видеоролики и статьи, где украинское правительство и вооруженные силы изображались как преступные и коррумпированные организации. Россию там выставляли жертвой западной агрессии и западные санкции — опасными в первую очередь для самой Европы.  Затем эти статьи, а также мемы и видеоролики с YouTube распространялись через Facebook, Instagram, Telegram, Twitter, веб-сайты петиций Change.org и Avaaz.com и даже LiveJournal.

Самое слабое звено

Вначале сеть ориентировалась в основном на Германию,  Францию, Италию, Украину и Великобританию. Баланс между контентом, нацеленным на эти страны, был примерно равным. Так, с с 5 июня по 14 июля, российские пропагандисты создали 15 фейковых сайтов, мимикрировавших под крупные СМИ. Один из них был нацелен на Украину, по два – на Францию и Италию, три – на Латвию, четыре на Великобритании и пять на Германию.

С 16 июля баланс изменился. Российские пропагандисты выбрали «слабое звено» – им стала Германия. С этой даты были созданы минимум 40 сайтов, имитировавших немецкие новостные издания.

Подделки были очень изощренными, но их все же можно было распознать.

Например, якобы немецкий Der Spiegel в своей статье предупредил о дефиците природного газа. Но если присмотреться внимательнее, то видно, что домен сайта не такой, как у оригинального издания.

На поддельном сайте британской The Guardian вышла статья, где говорилось, что Украина якобы инсценировала убийства мирных жителей в Буче российскими военными во время оккупации. В фальшивом материале использовалось имя и фотография настоящего журналиста The Guardian. Более того, было указано то же время публикации, что и у настоящий статьи этого журналиста, опубликованной в The Guardian в тот же день.  Поддельная страница также содержала рабочую ссылку на бегущую строку новостей The Guardian и даже на главную страницу издания.

Публикации выходили одновременно на нескольких языках. Например, статья о Буче была опубликована в один и тот же день на английском языке на поддельном сайте The Guardian, на итальянском – на фейковом сайте ANSA и на немецком языке – на поддельном сайте Der Spiegel.

Некоторые статьи были посвящены войне и геополитике. Другие сосредотачивались на социальных или экономических проблемах Евросоюза, связывая их с санкциями ЕС против России.

Уже во время расследования, когда началась блокировка сети, те, кто стоял за ней, пытались создать новые веб-сайты, «что свидетельствует о настойчивости и постоянных инвестициях в эту деятельность». В нескольких случаях деятельность сети поддерживалась российскими посольствами в Европе и Азии.

Эхо-камера

Поддельные аккаунты в соцсетях репостили и усиливали сообщения друг друга, работая как «эхо-камера» и заглушая другие информационные потоки.  Например, несколько каналов в  YouTube и Telegram публиковали одни и те же видео: о росте цен в Европе, вызванном санкциями против России, а также ролики, обвиняющие украинских беженцев в воровстве, вандализме, проституции, насилии и безбилетном проезде. Похоже, что работала целая «фабрика» видеоконтента. Одни и те же ролики выходили с субтитрами на разных языках – немецком, английском и итальянском.

«Это самая большая и самая сложная «операция» российского происхождения, которую мы сорвали с начала войны в Украине. Она продемонстрировала необычное сочетание изящества и грубой силы. Поддельные веб-сайты и использование многих языков требовали как технических, так и лингвистических инвестиций. С другой стороны, продвижение в социальных сетях опиралось, в первую очередь, на грубую рекламу и фейковые аккаунты», – отмечается в отчете Meta.

«Детали», НЭП, Д.Г.⊥

Новости

Израильский фильм внезапно сняли с кинофестиваля в Пекине
11-й канал: в Израиле пытаются придумать новый план сделки с ХАМАСом
Бурные протесты в Иерусалиме: демонстранты встретили Бен-Гвира криками «Позор!» (видео)

Популярное

Гендиректор «Авиационной промышленности»: «Такой эффективности ПВО мы даже не обещали покупателям»

Успешным отражением иранской атаки Израиль в первую очередь обязан противоракетному комплексу «Хец»...

Израильский международный аэропорт готовится к рекордным нагрузкам

Уже в ближайшее воскресенье израильский аэропорт«Бен-Гурион» обслужит более 50 тысяч пассажиров, а спустя...

МНЕНИЯ