Главные археологические сенсации 2021 года

После перерыва, вызванного карантинами и прочими ограничениями, введенными в связи с эпидемией коронавируса, в 2021 году возобновились археологические раскопки во многих странах мира, в том числе в Израиле. За 12 месяцев работы археологам удалось  сделать несколько впечатляющих открытий. Вот несколько наиболее ярких историй ушедшего года.

Январь

Уже 2,6 миллионов лет назад первобытный человек не покидал своей пещеры без того, что на языке археологов называется «режущим орудием». Сначала это были остро заточенные камни, спустя века им на смену пришли металлические пики и кинжалы. Так или иначе, вот уже более 2 миллионов лет люди не расстаются с теми или иными видами ножей.

Вопрос заключается в том, что они делали с «режущими орудиями» в глубокой древности? Ответ на него попыталась дать группа ученых, в состав которой вошли профессор Ран Баркаи и Авиад Агам из Тель-Авивского университета. Они изучили 53 «режущих орудия», обнаруженных в ходе раскопок возле киббуца Ревадим на юге Израиля.

«Первые такие орудия появились в Африке, — рассказывает профессор Баркаи. – Их изготовили еще гоминиды, наиболее близкие предшественники современных людей. Сделанные нами находки пролежали в земле около 2 миллионов лет. Они демонстрируют, что «режущие орудия» стали неотъемлемой частью быта еще до появления неандертальцев и гомо сапиенс. С их помощью древние приматы разделывали добычу. Можно сказать, что в эпоху палеолита они заменяли швейцарские армейские ножи».

Февраль

На севере Израиля археологи обнаружили древний пресс для выдавливания оливкового масла, и ямы, в которые сбрасывали обработанные оливки. Их возраст составляет около 6500 лет.

Раскопки, в ходе которых были сделаны эти находки, начались в 2011 году. Решение об их проведении было принято после того, как сильный шторм смысл толстый слой почвы на южных склонах горы Кармель в районе Хайфы. Под ним обнаружились разнообразные древние предметы.

Находка археологов, возглавляемых профессором Хайфского университета Эхудом Галили, доказывает, что доисторические фермеры начали культивировать оливковые деревья на территории нынешнего Израиля как минимум 6500 лет назад. Ученые полагают, что употреблять оливки в пищу люди начали через 500 лет после того, как они научились давить из них масло.

Если гипотеза израильских ученых подтвердится, обнаруженные в районе Хайфы пресс и обработанные оливки станут самым ранним свидетельством употребления людьми оливкового масла.

Март

В районе Лахиша на юге Израиля археологи обнаружили руины древних строений, относящиеся в VIII в. до н.э., ко времени правления царя Хизкиягу. В одном из них, по мнению ученых, располагался языческий храм. По мнению ученых, это может означать, что жители древней Иудеи верили не только в единого Бога, но поклонялись и иным божествам.

Вид на Лахиш. Guy Fitoussi, IAA

Сабина Кляйнман, исследовательница из Тюбингенского университета, изучив структуру храма, пришла к выводу, что в один из его углов предназначался для отправления естественных надобностей. Иными словами, там располагался древний туалет. Профессор Еврейского университета Игорь Краймерман согласен с этой гипотезой. Вместе с тем, по его мнению, туалет никогда не использовался по прямому назначению, и имел символическое значение.

Апрель

Древние пещеры уже давно привлекают внимание специалистов и всех любителей. И до сих пор остается неясным, что именно заставляло людей обустраивать подземные пространства и испещрять их стены рисунками. Археологи Яфит Кедар и Ран Баркаи из Тель-Авивского университета и независимый исследователь Гиль Кедар предложили свою версию ответа на этот вопрос. Их статья в апреле 2021 года была опубликована в международном археологическом журнале Time and Mind: The Journal of Archeology, Consciousness and Culture.

По их мнению, пещеры служили людям укрытием от хищников и непогоды. Пробить их в скалистой породе зачастую было очень непросто. Завершив эту работу, древние люди испытывали своего рода эйфорию. Они обустраивали в пещере светильники и пытались украсить их стены. Этим, считают ученые, и объясняется обилие наскальных рисунков. Помимо декоративного предназначения, эти рисунки выполняли и сакральную миссию.

Носорог в пещере Шове. Фото: Wikipedia

Люди в пещерах страдали от кислородного голодания. Бороться с этим явлением было трудно. Горящие светильники быстро поглощали кислород. Зачастую люди, не имевшие возможности выйти наружу из пещер, оказывались в полуобморочном состоянии. В это время им могло начать казаться, что наскальные рисунки оживают. По мнению ученых, среди древних людей было распространено поверье, в соответствии с которым изображенные на стенах пещер животные защищают их от различных бед.

Май

Находки археологов на руинах древнего города Гат позволяют получить представление, при каких обстоятельствах был разрушен этот город. В соответствии с Библией, в его окрестностях произошел знаменитый бой между Давидом и Голиафом.

На развалинах нескольких домов археологи обнаружили стрелы, сделанные из заточенных костей животных. Они свидетельствует о сражении, развернувшемся здесь при взятии Гата арамейским царем Хазаэлем более 2800 лет назад. «Стрелы из костей животных использовались людьми до наступления Железного века, то есть, до того времени, как они научились обрабатывать металлы, — объясняет профессор Арен Майер из университета имени Бар-Илана. – Гат пал в 830 году до нашей эры, когда в распоряжении его защитников могло быть изготовленное из металла оружие. Тот факт, что они использовали стрелы из костей животных, говорит о том, что они испытывали дефицит сырья, необходимого для производства железных или бронзовый стрел».

«Сделанные нами находки относятся к самому драматическому моменту в истории Гата, — говорит профессор Майер. – Армия Хазаэля вплотную подступила к его границам, и пытается прорваться на территорию города. У жителей Гата уже нет металла для изготовления оружия. В отчаянной попытке спастись они начинают изготавливать стрелы из костей животных. Но, как мы знаем, это им тоже не помогло. Армия Хазаэля прорвалась в город, и Гат пал».

Июнь

Около десяти лет назад археологи обнаружили в районе Рамле останки странного древнего черепа. Длительное изучение этой находки дало сенсационный результат. Выяснилось, что обнаруженный череп принадлежит гоминиду, жившему около 120 000 – 140 000 лет назад. Первобытные люди, жившие в это время, было предшественниками неандертальцев, заселивших впоследствии европейский континент.

В исследовании принимала участие большая группа израильских и зарубежных ученых, работавших под руководством профессора Исраэля Гершковича из Тель-Авивского университета. «Наша находка переворачивает многие представления об эволюции человека, — говорит Гершкович. – До сих пор считалось, что неандертальцы впервые появились в Европе, а не на Ближнем Востоке. Обнаруженный нами череп гоминида свидетельствует об обратном».

Помимо черепа, в районе Рамле были обнаружены и другие останки гоминидов, орудия их труда, охотничье снаряжение и кости древних животных. Раскопки велись в ускоренном темпе – по словам ученых, в течение двух сезонов им удалось завершить работу, которая в обычных условиях могла занять около 20 лет.

И снова июнь

Лабораторные исследования бронзовых статуэток, датирующихся периодом раскола и нестабильности в Древнем Египте, свидетельствуют о том, что фараоны и в это время продолжали вести добычу меди в пустынных районах, которые сегодня являются частью территории Израиля и Иордании.

Речь идет о позднем этапе Бронзового века, то есть о конце второго тысячелетия до нашей эры. Статуэтки, ставшие предметом исследования ученых, были обнаружены в районе древнего города Танис, бывшего когда-то столицей фараонов и располагавшегося в дельте Нила. Они хранятся в Музее Израиля в Иерусалиме.

Бронзовые статуэтки представляют собой традиционные древнеегипетские погребальные изваяния. Они изображают слуг скончавшихся представителей египетской знати. «Их имена высечены на статуэтках, — объясняет Ширли Бен-Дор Эвиан, куратор отдела египетской археологии Музей Израиля. – Располагая этими данными, мы смогли относительно легко датировать эти артефакты».

До середины XII в. до н.э. в состав империи фараонов входила обширная территория от Сирии до Судана, включавшая и Ханаан. Египет был в это время центром международной торговли, возможно, простиравшейся до Восточной Азии. В конце XII в. до н.э. в империи наступил период нестабильности и древнеегипетская цивилизация покатилась к закату. Как показали лабораторные исследования, состав металла, из которых были изготовлены найденные в районе Таниса статуэтки, близок тому, который добывается в долине Арава на границе нынешних Израиля и Иордании. На этом основании ученые сделали вывод, что фараоны и в период упадка империи продолжали вести добычу меди в этом районе.

Июль

В ходе раскопок на юге Израиля археологи обнаружили черепки древнего кувшина, на котором чернилами была сделана надпись «Джеруббал». Находка датируется 1100 г. до н.э., то есть эпохой Судей.

Емкость сосуда, обломки которого были обнаружены в районе Кирьят-Гата, составляет около 1 литра. По мнению археологов, в нем могли храниться ароматические масла или медицинские настои. Кувшин принадлежал человеку по имени Джеруббал. Алфавит, использовавшийся для нанесения этой надписи, был изобретен купцами Ханаана или рабами, работавшими в Египте 4000 лет назад, в середине Бронзового века. Надпись на кувшине расшифровал Кристофер Роллстон из Университета Джорджа Вашингтона.

Имя Джеруббал мог носить любой человек. Однако, учитывая время, в которое был изготовлен кувшин и место, где он был найден, ученые предполагают, что сосуд мог принадлежать библейскому персонажу – военачальнику и судье Гидеону. Он был известен также под именем Джеруббал. Специалисты не могут однозначно ответить на вопрос, идет ли речь о том самом Джеруббале, то есть Гидеоне. Вместе с тем, они отмечают, что надписи эпохи Судей археологам удается обнаружить крайне редко, и потому черепки кувшина, обнаруженного возле Кирьят-Гата, представляют собой уникальную находку.

Август

Обычно археологи, ведущие раскопки, стремятся обнаружить ценные артефакты. Но на этот раз все было совсем по-другому. Археологи, работавшие на руинах древнего города Гат, поставили перед собой необычную цель: ничего не найти.

Главные археологические сенсации 2021 года
Раскопки в Гате. Фото: Ариэль Давид.

Около 830 г. до н.э. Гат, один из крупнейших городов филистимлян, был захвачен арамейским царем Хазаэлем. В древних описаниях содержались намеки на то, что войскам Хазаэля пришлось приступом брать крепостную стену. Однако в течение многих лет раскопок археологам не удавалось обнаружить следы этой стены. Ученые усомнились в факте ее существования. Чтобы дать окончательный ответ на этот вопрос, в районе Гата были начаты новые раскопки. Археологи, сомневавшиеся в том, что войска Хазаэля штурмовали крепостную стену, наделись, что никаких ее следов обнаружено не будет.

Так оно и вышло на самом деле. Раскопки, проведенные на руинах Гата, показали, что город не был окружен крепостной стеной. Таким образом, он стал относительно легкой добычей для Хазаэля. В Библии утверждается, что, взяв Гат, арамейский царь направил свои войска на Иерусалим. Однако, получив выкуп, Хазаэот отвел армию от столицы Иудеи и отправился восвояси.

Сентябрь

В Саудовской Аравии археологи обнаружили древнейшие в мире изображения животных. Они относятся ко времени, когда Аравийский полуостров был куда менее засушлив, нежели в наши дни, и в его северной части было развито скотоводство.

Гигантские изображения верблюдов, высеченные из целых скал, ученые обнаружили еще в 2018 году. Но тогда они решили, что эта находка относится к началу нашей эры. Эрозия повредила поверхность скал, что усложнило изучение скульптур. Продолжавшиеся в течение трех лет лабораторные исследования показали, что изображения верблюдов были сделаны 7-8 тысяч лет назад. Таким образом, речь идет о древнейших, известных науке, изваяниях животных.

Датировать изображения верблюдов удалось с помощью обнаруженных рядом с ними каменных орудий труда и костей животных. Для их датировки ученые использовали радиоуглеродный метод.

Октябрь

На севере Израиля археологи обнаружили место, приспособленное для рыбной ловли около 10 тысяч лет назад. В те времена в долине Хула существовало озеро, уровень воды в котором постоянно поднимался и опускался. Почва в его окрестностях была заболочена, и мало подходила для обитания людей.  В районе озера Хула не было обнаружено ни одного древнего поселения. Однако следов рыбной ловли, которая велась здесь 10-20 тысяч лет назад, было обнаружено предостаточно. Это и сделанные из кости рыболовные крючки, и камни с бороздками, служившие, по всей видимости, грузилами для сетей.

Все эти находки были сделаны международной группой археологов под руководством профессора Гонена Шарона из колледжа «Тель-Хай» в Галилее. В состав его группы вошли специалисты из Тель-Авивского университета, Еврейского университета, университета Бар-Илана, Исландского университета, университета Таррагоны и Коннектикутского университета. Обнаруженная ими стоянка является уникальной по многим параметрам. Люди не жили тут, а использовали ее только для рыбной ловли. Помимо рыб, они ловили в озере моллюсков, крабов и черепах.

Ноябрь

Олени, едящие разную пищу, имеют разный вкус. То же самое относится к коровам, лошадям и другим животным. Оказывается, об этом знали и люди, жившие на Земле сотни тысяч лет назад.

В пещере Кесем возле Рош ха-Аина израильские археологи нашли останки зубов первобытного человека. По оценке ученых, возраст находки составляет около 400 000 лет. Кроме того, археологи обнаружили в пещере окаменелые останки оленей и лошадей, относящиеся к тому же периоду. Проведенные исследования показали, что животным, в зависимости от их предназначения, давали разный корм. Оленей и лошадей, которые шли в пищу, кормили не так, как тех, которые использовались для езды и перевозки различных грузов.

Пещера Кесем, расположенная в 12 километрах к востоку от Тель-Авива, была обнаружена археологами в 2000 году. Она находится на глубине 10 метров, а ее площадь составляет 300 квадратных километров.

Декабрь

К удивлению археологов, в городе Магдала – нынешнем Мигдале в Галилее – была обнаружена вторая древняя синагога, относящаяся к эпохе Второго Храма. Как подчеркивают специалисты, это первый в истории случай, когда в одном населенном пункте удается обнаружить две синагоги того времени.

Фото: Yael Yolovich, IAA

Первая синагога в Магдале – городе, откуда была родом евангельская Мария Магдалина – была обнаружена в 2009 году. Вторая, найденая 12 лет спустя, меньше по размеру и декорирована в меньшей степени. Однако сам факт ее открытия носит сенсационный характер.

По словам одной из руководительниц раскопок Дины Авшалом-Горни, датировать древние синагоги удалось благодаря другим предметам, найденным рядом с ними – в частности, по стеклянной и керамической посуде и по монетам. Период Второго Храма начался около 2500 лет назад, примерно в 516-515 гг. до н.э. Он продолжался до 70 года, то есть до разрушения иерусалимского Храма римлянами. Таким образом, Иисус и Мария Магдалина жили в эпоху Второго Храма. «Возможно, Мария Магдалина и ее семья приходили на молитву в одну из обнаруженных нами синагог», — говорит Дина Авшалом-Горни.

Рут Шустер, Ариэль Давид, «ХаАрец», Б.Е. Фото: Dafna Gazit, IAA