Фальшивый сайт главного редактора «ХаАрец»: провал еще одной провокации

В течение последнего года в Сети разворачивается сложная операция с использованием фальшивого профиля главного редактора газеты «ХаАрец» Алуфа Бена. Она проводится с тем, чтобы повлиять на общественное мнение в некоторых странах Ближнего Востока.


В интернете создана платформа, которая выглядит как личный сайт Алуфа Бена. На нем размещены статьи, написанные им за минувшие десять лет. Но среди сотен подлинных текстов, скопированных с сайта «ХаАрец» на английском языке, есть три фальшивых, к которым Бен не имеет никакого отношения. Их содержание способно вызвать брожение в ряде ближневосточных стран. Репутация, которой пользуется Алуф Бен, должна служить гарантией достоверности приведенных в статьях ложных сведений.

Сайт alufbenn.com был создан в 2021 году группой неизвестных лиц. Сам Бен ничего об этом не знал. Беглый осмотр сайта не вызывает никаких подозрений. На нем размещены около двухсот статей Бена, опубликованных в «ХаАрец» начиная с 2012 года. Но среди них есть три статьи, посвященные проблемам дипломатии и геополитики, автором которых Бен не является.

Бросается в глаза то, что они написаны на ломаном английском языке с грамматическими и стилистическими ошибками. Вскоре после опубликования этих статей их процитировал принадлежащий «Хизбалле» сайт «Аль-Манар». На них ссылались также греческие, турецкие и йеменские сайты.


Одна из фальшивых статей представляет собой интервью, якобы взятое Беном у генерального директора израильской компании, отслеживающей и анализирующей маршруты торговых судов. Из него следует, что компания обещала Соединенным Штатам помочь затормозить 95% российской морской торговли. Это абсолютно фальшивое интервью. Оно пытается представить ситуацию так, как будто израильский хайтек работает на американцев, чтобы умаслить администрацию Байдена и тем самым подтолкнуть ее к более жесткой позиции на переговорах с Ираном. Публикация этого лжеинтервью призвана также усилить напряжение в отношениях между Израилем и Россией.

В другой фальшивой статье мнимый собеседник Бена – бывший заместитель генерального директора МИДа Юваль Ротем. «Интервью» посвящено израильско-турецким отношениям. Ротем рассказывает о стратегическом партнерстве между Иерусалимом и Анкарой и намекает на то, что инцидент, связанный с попыткой прорыва «флотилии свобод» во главе с судном «Мави Мармара» к берегам Газы, был постановочным.

Турция в этом рассказе предстает марионеткой Израиля – и на палестинском направлении, и на иранском. «Анкара внесла серьезный вклад в сдерживание палестинских группировок и подтолкнула ХАМАС к действиям против сирийского режима, – утверждается в статье от имени Ротема. – Мы хотим, чтобы Турция сменила Иран в качестве спонсора ХАМАСа и других палестинских группировок».

В «интервью» утверждается, что Израиль принимает участие в проекте по созданию в Юго-Восточной Анатолии 22 плотин на реках Тигр и Евфрат, что наносит ущерб водоснабжению Ирана и Ирака. И здесь турецко-израильские связи преподносятся как попытка этих стран распространить свою гегемонию от Багдада до Баку.

Эта статья была подробно процитирована на франкоязычном сайте «Аль-Манар» и других сайтах на французском языке. По всей видимости, владельцы фальшивого сайта Алуфа Бена стремятся поднять рейтинг и улучшить его позиции в поисковых машинах.

Последняя фальшивая статья была опубликована в июне. В ней Бен якобы рассказывает, что заместитель министра иностранных дел Идан Рол встретился в израильском посольстве в Каире с председателем Верховного политического совета Йемена Рашидом аль-Алими.

В статье утверждается, что Рол и Аль-Алими согласовали сотрудничество между Израилем и йеменским правительством, ведущим борьбу против поддерживаемых Ираном хуситских повстанцев. В обмен на военную помощь Йемен якобы согласился признать Израиль, игнорируя палестинскую проблему. Израиль в свою очередь якобы обязался способствовать широкому международному признанию Верховного политического совета Йемена как единственного законного органа власти этой страны.

Проверка в социальных сетях показала, что в Twitter и Facebook не было массовых публикаций ссылок на фальшивые статьи. «Интервью» с Ювалем Ротемом было лишь однажды опубликовано в Twitter как пост. В Facebook оно мелькнуло лишь несколько десятков раз. Фальшивая статья о якобы состоявшейся встрече в Каире вообще не появилась в Facebook, а в Twitter была опубликована 12 раз и, судя по всему, на фиктивных аккаунтах.

Доменное имя alufbenn.com купил 15 лет назад сам Алуф Бен, но он никак его не использовал. Год назад срок владения этим именем истек, и его купил владелец фальшивого сайта. Сайт был зарегистрирован в ноябре 2021 года. Он размещается на сервере американской компании Namecheap, позволяющей своим клиентам хранить анонимность.

Никто не замечал деятельности фальшивого сайта до тех пор, пока средства массовой информации стран Персидского залива не обратились к Бену с просьбой подтвердить подлинность якобы принадлежащей ему статьи, опубликованной на сайте, приближенном к йеменским хуситам. Бен категорически опроверг свою связь с этим материалом.

Пока что нет неопровержимых доказательств, свидетельствующих о причастности тех или иных сил к созданию фальшивого сайта. Однако большинство интернет-платформ, публиковавших ссылки на фальшивые статьи, тем или иным образом связаны с Ираном.

В прошлом израильская компания ClearSky обнаружила, что Иран задействует новостные сайты на десятках различных языков и размещает на них фальшивые сообщения – наряду с подлинными, аккуратно отредактированными в иранских интересах. Эти сайты, в том числе Tel-Aviv Times, используют десятки фиктивных профилей в социальных сетях, чтобы распространить свои сообщения.

В 2018 год фальшивый сайт, выдававший себя за сайт Центра Бальфура – научно-исследовательского института при Гарвардском университете, распространил ложное сообщение о том, что бывший глава «Моссада» Тамир Пардо якобы назвал Авигдора Либермана российским шпионом.

Эту новость активно обсуждали до тех пор, пока не выяснилось, что это фальшивка. Мнимый сайт Центра Бальфура тоже был размещен на сервере компании Namecheap. За год до этого на фальшивом сайте газеты «ХаАрец» было опубликовано ложное сообщение о том, что семья президента Азербайджана тайно вложила несколько миллионов долларов в Израиле.

Омер Бар-Яаков, Одед Ярон, «ХаАрец», Б.Е. На снимке: скриншот сайта.  Фото: «ХаАрец»√

Популярное

Жителям обстреливаемого юга предлагают бесплатно отдохнуть за границей — и в Израиле

Израильская авиакомпания «Аркиа» 6 августа предложила жителям приграничных с Газой населенных пунктов...

«Репатрианты из России уходят на пенсию, работать некому»

«Нехватка рабочих в авторемонтных мастерских – серьезная проблема. Я остался вообще без работников, –...

Технологии

Мартин Купер – еврей, сын беженцев из Украины, который своим изобретением изменил жизнь всего человечества

3 апреля 1973 года на углу улицы в центре Манхэттена стоял Мартин Купер. Он собирался сделать первый звонок с...

МНЕНИЯ