Дело номер 4000: новые подробности

На прошлой неделе главу правительства Биньямина Нетаниягу вновь допрашивали по «делу 4000».  После этого сам Нетаниягу на его странице в «Фейсбуке», а его адвокаты в СМИ заявили, что «дело 4000» рассыпалось».

Напомним, что по «делу 4000» Нетаниягу  подозревается в коррупционной связи с Шаулем Аловичем, бывшим владельцем «Безека». Якобы Нетаниягу предоставил Аловичу предпринимательские и прочие льготы на миллиард шекелей, а Алович в ответ позаботился, чтобы контролируемый им портал Walla доброжелательно освещал деятельность премьера.

Как утверждают сторонники Нетаниягу после изучения архива Walla, портал в 2015 году освещал работу премьера по основным проблемам, стоявшим в центре внимания общественности, нейтрально, никакого из ряда вон выходящего позитива в отношении Нетаниягу не было. Но контроль семьи Нетаниягу над Walla выражался не в том, что и как было опубликовано, а в том, что не было опубликовано. Нетаниягу говорит, что релевантный период в «деле 4000» — это время перед выборами 2015. Но цензура на Walla в пользу Нетаниягу продолжалась годы. Например, еще перед выборами 2013 Давид Вертхайм взял интервью у другого журналиста, Бена Каспита. Интервью содержало критику в адрес Нетаниягу. По указанию свыше, интервью не было опубликовано. В 2015 году после победы на выборах Нетаниягу оставил у себя портфель министра связи. Алович в ту пору нуждался в льготах. Цензура на Walla стала жестче. В 2016, как сказал источник в Walla, ситуация стала крайне тяжелой.

В 2016 гендиректор минсвязи Шломо Фильбер возглавлял комиссию по реформам, направленным на ужесточение конкуренции в сфере телекоммуникаций.  Перед принятием окончательной редакции отчета комиссии, из документа вдруг исчез ряд рекомендаций, касавшихся уменьшения силы и влияния компаний кабельного и спутникового ТВ HOT и Yes. Как утверждают источники, знакомые с работой комиссии, «Фильбер заботился об интересах «Безека» и Yes. Это единственная причина, по которой он изъял рекомендации по поводу усиления конкуренции на рынке телеканалов из отчета. Рынок телеканалов комиссия в процессе работы обсуждала основательно, так что не было необходимости изымать тему HOT и Yes для отдельного слушания».

В конце 2016 Фильбер уведомил «Безек» о том, что компания может отказаться от реализации решения о структурных изменениях. Но отменить реализацию такого решения минсвязи мог только после слушания и обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, а такого слушания не было. В 2015 минсвязи разрешил «Безеку» выкупить долю Аловича в Yes. Это принесло Аловичу млрд. шекелей.

Приобретение «Безеком» компании Yes – один из центральных моментов, которые расследуются сейчас. Это произошло в июне 2015, через 2 с половиной недели после назначения Фильбера гендиректором минсвязи. Как говорят адвокаты Нетаниягу, сделка была утверждена профессиональными инстанциями. На этой неделе по Второму телеканалу цитировали юридического советника минсвязи Дану Нойфельд, которая рекомендовала одобрить сделку. Но для утверждения сделки было необходимо, чтобы появилось обосновывающее ее выгоду для государство экономическое заключение. Кроме того, сделку должен был одобрить Совет по кабельному и спутниковому ТВ.

Директор «Безека» установил крайний срок подписания сделки: 23 июня. Но гендиректор минсвязи Ави Бергер отказался подписать заключение в пользу слияния «Безека» и Yes. 17 мая 2015 Бергер был уволен главой правительства. 7 июня гендиректором назначили Фильбера. Замгендиректора по экономике министерства связи Эран Лавот отказался подписать заключение в пользу сделки, так же как и Бергер. Чтобы его обойти, была без конкурса нанята консалтинговая компания «Аделиа», которая вовсе не работала на рынке коммуникаций. За три дня было подготовлено заключение, в котором говорится, что слияние «Безека» и Yes экономически выгодно. The Marker было отказано в просьбе получить текст заключения. В тот момент и Нетаниягу подписал документ, который принес Аловичу миллиард шекелей. 

Надо отметить, что уже на первой встрече с Фильбером, когда новый гендиректор минсвязи изложил соображения в пользу слияния «Безека» и Yes, замгендиректора по экономике Лавот сказал вновь назначенному боссу: «Это коррупция! Вы коррупционер!».

Как рассказал журналист Авиад Гликман в новостях Десятого телеканала, на прошлой неделе Нетаниягу говорил следователям, что «Безек» терпел убытки.

Это легко проверяется по финансовым отчетам компании. Алович стал владельцем «Безека» в 2010 и оставался таковым до 2017. В этот период чистая прибыль «Безека» составила около миллиарда шекелей в год. Да, в 2015-2017 прибыль компании уменьшилась, но не потому, что Нетаниягу якобы делал что-то против Аловича. Причина была в том, что на рынке усилилась конкуренция. Надо напомнить, что «Безек» среди прочего, владеет оператором сотовой связи «Пелефон». Прибыли «Пелефона» резко упали в последние годы ввиду того, что на рынке появились другие операторы, а у потребителя возникли широкие возможности выбора.

«Безек» зарабатывает свою прибыль, в основном, в сфере домашней, проводной телефонии. В этой сфере никаких реформ не произошло. Важную роль в этом сыграл Фильбер.

Нати Тукер, The Marker Д.Н.
На фото: Шауль Алович. Фото: Эйяль Туэг.


Реклама



Партнёры

Загрузка…

Реклама

Send this to a friend