Потерянные миллионы Нони Мозеса

Уже почти 2 года, с марта 2016-го в руках правоохранительных органов аудиозаписи бесед главы правительства Биньямина Нетаниягу с издателем «Йедиот ахронот» Арноном (Нони) Мозесом. Собеседники обсуждают возможности заключения сделки коррупционного характера.

История получила название «дело 2000». Записи сделаны в 2014 году, и их содержание частично обнародовал 2-й телеканал в январе 2017-го.

Нетаниягу и Мозес договаривались о таком бартере: премьер продвигает законопроект, который нанесет тяжелый удар бесплатно распространяемой газете «Исраэль ха-йом», а Мозес обеспечит позитивное освещение деятельности главы правительства.

Таким образом, по «делу 2000» Нетаниягу подозревается в получении взятки, в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением. Расследование завершено, в ближайшие дни полиция должна передать юридическому советнику правительства заключение о достаточности доказательств для привлечения Нетаниягу к суду.

В последние месяцы делаются попытки приуменьшить значение «дела 2000». Некоторые заинтересованные лица публично рассуждают о том, что в диалоге нет уголовного аспекта, эти беседы похоже на обычные контакты объекта журналистского внимания с тем, кто руководит журналистами.

Эти люди стремятся добиться того, чтобы «дело 2000» ушло из центра общественного внимания — не только из-за того, что эта история разоблачила давно запущенный механизм деятельности «Йедиот ахронот» и Нони Мозеса. Есть и другая весомая причина: скрыть и затушевать тот факт, что Нетаниягу и Мозес договаривались о самой настоящей предпринимательской сделке.

Как уже сказано, со стороны Мозеса целью было нанести тяжелый удар «Исраэль ха-йом», поскольку в последние годы это детище миллиардера Шелдона Эдельсона едва не угробило «Йедиот ахронот». Каково же тогда экономическое значение сделки, которую обсуждали премьер и Мозес?

Записи, ставшие поводом для расследования, сделаны в 2014 году. Но Нетаниягу и Мозес контактировали по тому же поводу еще в 2009-м.

В частности, Мозес просил премьера добиться, чтобы «Исраэль ха-йом» отказалась от проекта пятничных приложений. Издатель обещал, что взамен «Йедиот ахронот» смягчит критику в адрес Сары Нетаниягу — тогда уже наметился скандал в связи с тем, что супруга главы правительства якобы тратила  средства из госказны на личные цели.

Видимо, тогда они не договорились. Во всяком случае, в конце 2009-го газета «Исраэль ха-йом» вышла с пятничным приложением, а «Йедиот ахронот» ужесточила нападки на первую леди.

Вскоре после этого депутаты кнессета инициировали два законопроекта, направленных против «Исраэль ха-йом». Покойная Марина Солодкина (Кадима) предложила в принципе запретить распространение в Израиле бесплатных газет. Другие депутаты выступили с законопроектом о запрете иностранному гражданину владеть СМИ в Израиле. Шелдон Эдельсон — американец, и значит, намерение было убить «Исраэль ха-йом».

Проверка, проведенная The Marker на основе данных фирмы «Ифат — аудит рекламы», показала следующее. Ежемесячные доходы «Исраэль ха-йом» от рекламы с начала 2009 года составляли в среднем 6.3 млн. шекелей. С декабря 2009 газета начала выходить с пятничным приложением, и ее доходы от рекламы сразу подскочили до 9.7 млн шекелей в среднем в месяц.

Иными словами, начав издавать пятничные приложения, «Исраэль ха-йом» сразу отхватила от рынка рекламы в бумажных газетах дополнительные 3.4 млн. шекелей в месяц.

Если бы Нетаниягу и Мозес не вели переговоры, «Исраэль ха-йом» могла бы начать выпуск пятничных приложений не в декабре 2009, а почти годом раньше. Это привело бы к тому, что Мозес и его компаньоны по «Йедиот ахронот» понесли огромные убытки.

Войдя на газетный рынок, «Исраэль ха-йом» нанесла конкурентам удары с трех сторон. Первая: газета Эдельсона сразу отняла у них заметную долю рекламы. Вторая: с появлением «Исраэль ха-йом» предложение в сфере рекламы мгновенно выросло, и намного. Третье: цены на рекламу в «Исраэль ха-йом» были, по существу, демпинговыми, что фактически обрушило рекламу в бумажных газетах, которая, кстати, и так уже быстро уходила в интернет.

Если бы закон, направленный против «Исраэль ха-йом», был принят кнессетом во втором и в третьем чтениях, это принесло бы основному конкуренту, то есть «Йедиот ахронот» весомый выигрыш.

По данным «Ифат», за три года (2015-2017) доходы «Исраэль ха-йом» составили 750 млн. шекелей. Что произошло бы, если бы такого игрока вынесли с поля брани вперед ногами (а если бы упомянутый закон приняли, так и случилось бы)? «Йедиот ахронот» достался бы трофей в виде сотен миллионов шекелей.

Если бы Нетаниягу с Мозесом договорились, потери «Йедиот ахронот» от снижения цен на рекламу в печатных изданиях (а это снижение было в значительной части результатом демпинга «Исраэль ха-йом») сократились бы на 25 млн шекелей в год.

Еще один важный пункт — правительственная реклама. Это очень большие деньги, и есть специальное бюро, которое решает, где (в каких именно СМИ) и сколько рекламы разместить. Нетаниягу как премьер, естественно, имеет влияние на рекламное бюро. Об этом, как свидетельствуют аудиозаписи, Нетаниягу и Мозес тоже говорили.

Издатель «Йедиот ахронот» прямо сказал, что «государство размещает в «Исраэль ха-йом» слишком много рекламы, то есть дает им очень много денег». Нетаниягу обещал заняться этой проблемой.

И опять возьмем сведения «Ифат». В 2008 году «Исраэль ха-йом» получила правительственной рекламы на 0.5 млн. шекелей, а в 2015-ом – уже более 12 млн. В «Йедиот ахронот» в 2015 году было размещено правительственной рекламы на 7.5 млн. Если бы Нетаниягу выполнил свое обещание «заняться» и перераспределил потоки, Мозес от этого мог выиграть, по приблизительным подсчетам, 10 миллионов.

Парадокс израильской политики: именно Нетаниягу, расформировав кнессет в конце 2014 года, фактически похоронил закон, направленный против «Исраэль ха-йом».

Нати Тукер, «The Marker» , Н.Д.
На фото: Нони Мозес. Фото: Офер Вакнин.

Реклама

Анонс

Реклама

Партнёры

Загрузка…

Реклама

Send this to a friend