«На Берлин»: атака кремлевских СМИ на Германию

32 процента русскоязычных жителей Германии считают российские телеканалы «достоверными источниками» политического вещания. А среди постоянных потребителей ТВ таких и вовсе 60 процентов, как показало исследование, проведенное Фондом Бориса Немцова в 2016 году.

Российские власти, давно осознав силу ТВ, ведут информационную атаку на Германию. Так утверждает доктор исторических наук, политолог  Сюзанне Шпан, которая провела исследование и подготовила доклад «Российские медиа в Германии: независимая журналистика или политический инструмент?»

«Германия – центральная мишень зарубежного медийного наступления, — пишет она. — Общество пытаются лишить доверия к освещению событий немецкими СМИ, которые, якобы, замалчивают правду… Непосредственно перед выборами в бундестаг 2017 года канцлер Ангела Меркель стала основной целью атаки российских СМИ, а критика других западных институтов отошла на задний план», — пишет доктор Шпан.

По ее мнению, эффективнее самих российских СМИ в Германии действуют их медиасеть — то есть, влиятельные немецкие журналисты и политики, которые распространяют российский подход в Германии. И она называет участников этой медиасети. Среди них — видеоагентство «Ruptly TV», которое имеет более 25 представительств по всему миру. В Берлине работают примерно 110 сотрудников из Англии, Испании, России и Польши. Его главный редактор Иван Родионов — частый гость немецких СМИ.

А еще в Германии вещает «SNA-Radio», аббревиатура «Sputnik-News-Agency». Но слушателям и зрителям не сразу становится ясно, что за этим СМИ стоит российское государство. Тем более в федеральных землях, где «SNA-Radio» получает всё большее распростанение под названием «Mega-Radio». На сегодняшний день его можно услышать в Берлине, Бранденбурге, Хессене и Баварии, или в интернете. «SNA Radio» можно найти на странице „Sputnik Deutschland“. Директор берлинского представительства «России сегодня» Андрей Ивановский говорил, что наполнение страницы производится из Москвы, где находится большая редакция примерно из 20 журналистов, которые пишут только для «Sрutnik Deutschland». «Как минимум 90 процентов содержания на немецкой странице «Sputnik» идет из Москвы», — сказал он.

«RT Deutsch» — немецкоязычный ресурс канала «Россия сгодня». Он вышел в ноябре 2014 года на немецкий медиарынок с интернет-порталом, телеканал планировалось запустить в 2015 году, но этого до сих пор не произошло. В редакции «RT Deutsch» трудятся 30 постоянных сотрудников, причем журналисты открыто признали, что придерживаются редакционной линии российского государственного канала и распространяют пропаганду — хотя официально позиция редакции гласит прямо противоположное.

Доктор Сюзанне Шпан является автором книги «Образ Украины в Германии и роль российских СМИ». В 2011 году в Гамбурге была опубликована ее диссертация: «Государственная независимость — конец восточнославянской общины? Внешняя политика России в отношении Украины и Беларуси с 1991 года». Получив образование в кельнском и петербургском университетах, она, помимо родного немецкого языка, владеет также русским, английским, французским и польским. Живет в Берлине и занимается изучением процессов, происходящих на постсоветском пространстве.

В разделе «Особое оружие: тролли» она описывает массированные атаки комментаторов в интернете, которые направляются из России.

«Онлайн-порталы немецких медиа переполнены Shitstorm. Атаке подвергается, например, русскоязычная редакция радиостанции «Deutsche Welle». Инго Мантойфель, руководитель русской редакции, рассказывает: «Это частично безобразные оскорбления в адрес немецких политиков, и, в особенности, самого канцлера, часто — с антисемитскими и антиамериканскими оттенками. Это направлено против нашего освещения событий, что мы, якобы, освещаем события односторонне и необъективно». Идентификация недовольных лиц завуалирована, профили в «Facebook» кажутся вымышленными».

Шпан пишет: «Было выявлено, что некоторые интернет-активисты завербованы. В России агентство «Интернет-исследования» в Санкт-Петербурге нанимает таких активистов, которые работают как для российского пространства, так и для заграницы. Генеральный директор Михаил Быстров – полковник милиции в отставке и бывший начальник МВД по Московскому району Санкт-Петербурга».

Информация о «фабрике троллей» получена из российских газет «Мой район» и «Новая газета». Сотрудникам этих изданий удалось провести расследование, а дополнительной информацией стала внутренняя документация агентства, перехваченная хакерской группой «Anonymous International». Так выяснилось, что в «Интернет-исследованиях» трудятся около 400 сотрудников. Все они подписали соглашение о конфиденциальности и находились под видеонаблюдением. Бюджет агентства в 2015 году составлял около 250 тысяч евро в месяц.

Вот что писала об условиях работы троллей газета «Мой район»:

«Плановое задание составляло примерно 150 проправительственных комментариев за смену, как сообщил бывший сотрудник Марат Буркхард. Он зарабатывал примерно 600 евро в месяц, англоязычные сотрудники получали более тысячи евро… Между сотрудниками распределялись списки с четкой очередностью тем.

Например, на 28 февраля 2015 года это были такие темы: 1. Оппозиция. 2. ЕС. 3. Украина. 4. Минобороны. 5. Курс рубля.

Следующая группа посвящала себя таким темам, как оппозиция, США и Украина, еще одна — как минимум, написать два комментария про Путина, далее — про Украину и оппозицию. При этом приводились точные указания, как надо писать комментарии. Например, по теме «Оппозиция» можно было прочитать, что убийство оппозиционного политика Бориса Немцова следовало представлять так, что за этим, очевидно, кроется провокация. Надо было распространить два варианта: либо украинские олигархи заказали убийство, либо же за этим стоит российская оппозиция, чтобы такой провокацией вывести народ на улицы. В качестве примера желаемого освещения событий троллям предоставили сообщение от «РИА Новости». Работа проходит в две смены по двенадцать часов. Существуют разные отделы: один комментирует новости, следующий — рисует карикатуры на политиков, например, на бывшего американского президента Барака Обаму или на российского оппозиционного политика Алексея Навального. Ещё один отдел посвящён блогам».

После громкого расследования агентство исчезло со старого адреса.

Доктор Шпан описывает в своем докладе технику манипуляции новостными сообщениями, приводит примеры селективного выбора фактов и создания ложного впечатления — методов, к которым прибегают пропагандистские организации Кремля. Например, как гуманитарная помощь, поставляемая Восточной Украине украинским олигархом Ринатом Ахметова, превратилась в репортаже агентства «Спутник» в «гуманитарную помощь от Российской Федерации», и т.п.

Еще одна распространённая стратегия российских медиа – на критику России отвечать встречными обвинениями. Например, «RT Deutsch» утверждает, что немецкие «системные медиа» сами распространяют лживые новости, чтобы дискредитировать «альтернативные» медиа, такие, как «RT Deutsch». Одним из самых запоминающихся примеров российской липы стало «Дело Лизы» — репортаж про 13-тилетнюю русскоязычную девочку, которая якобы была похищена и изнасилована в Германии мигрантами. Когда же обман вышел на свет, последовала новая атака — якобы, этот факт использовался немецкими СМИ «для разжигания негативного настроя по отношению к России. Это — дополнительная травма, которая была причинена пострадавшей», — утверждала «RT Deutsch».

«И, наконец, стигматизация политических оппонентов: Меркель критиковали («Я просто чувствую, что Меркель вышла из моды, — объяснял директор «России сегодня» Дмитрий Киселёв в воскресной передаче «Вести недели»), а партии «Alternative fur Deutschland» (рус. «Альтернатива для Германии») и «Die Linke» («Левые») были единственными политическими силами, которых российские СМИ оценивали позитивно», — отмечает Сюзанне Шпан.

Подтасовка данных, дискредитация политических оппонентов, распространение стереотипов (германская демократия дефектна, правительство – марионетка США, СМИ манипулированы, НАТО — зачинщик войны и угроза России), брань в соцсетях… Российские пропагандистские медиа используют весь арсенал неконвенционального информационного оружия. Хотя пропагандисты Кремля пытаются выйти и за пределы «целевой аудитории», в первую очередь они стараются распространить свое влияние на русскоязычную общину Германии, в которой уровень потребления телепрограмм на русском языке очень высок.

«40 процентов респондентов смотрят только русскоязычное телевидение или используют русскоязычные сайты, чтобы также получать информацию о Германии. Русские зарубежные медиа на немецком языке целеноправленно обращено к молодому поколению, детям выходцев из бывшего Советского Союза, родившимся уже в Германии, и к немецкому обществу. Для этой целевой группы и иностранной аудитории Россия создала телеканал, сайты, а также радиостанцию. Освещение событий на этих СМИ заметно отличается от других медиа», — пишет во вступлении к докладу Андреа Нюссе.

Сюзанне Шпан в своем докладе не оценивает, является ли такая работа эффективной. Однако указывает, что программы телеканала «Russia Today» (RT) в 2016 году смотрели раз в неделю 70 миллионов человек по всему миру, из них 36 миллионов – в Европе (по данным Ipsos). То есть, их аудитория оказалась почти равна аудитории «BBC World», у которой в тот же год было 76 миллионов зрителей по всему миру в неделю.

А если вспомнить, что Новая медийная группа (возникшая после слияния РИА Новости и радиостанции «Голос России»; руководить ей было поручено Дмитрию Киселеву) принята в «Список стратегических предприятий России», которые имеют особое значение для обороноспособности и безопасности страны наравне с концерном «Калашников», становится понятно, сколь важное значение в России уделяют информационной войне, которую они ведут против западной демократии.

Марк Котлярский, Эмиль Шлеймович, «Детали». Фотоиллюстрация: Pixabay


Читайте также: Политизация трагедии

тэги

Реклама



Партнёры

Загрузка…

Реклама

Send this to a friend