Как ссора между Эдельсоном и Нетаниягу влияет на политику «Исраэль а-йом»

Увольнения журналистов Дана Маргалита и Мордехая Гилата из газеты «Исраэль а-йом» («Израиль сегодня»), возможно, отражают новое направление политики издания. Именно новый, главный редактор Боаз Бисмут, считающийся проводником политики Нетаниягу, и уволил тех журналистов, которые осмелились бросить ему вызов.

Никто не сомневается в том, что оба журналиста были уволены по политическим мотивам. Официальное объяснение – необходимость бюджетных сокращений – было всего лишь ширмой, поводом, чтобы избавиться от бунтовщиков. Однако выясняется, что эти конкретные события в «Исраэль а-йом» — отзвук более значительных перемен на рынке СМИ в целом

В «Исраэль а-йом» пытаются улучшить финансовые показатели издания. Этот процесс не закончился с увольнением Маргалита и Гилата. Еще десять сотрудников, некоторые из которых получали весьма высокие зарплаты, уже оставили свои рабочие места. И можно предположить, что этот процесс будет продолжаться.

Вскоре после назначения Бисмута на пост редактора, газету посетила группа консультантов из Соединенных Штатов. Они представили ряд рекомендаций, направленных на улучшение бумажной версии издания. Руководство пытается разработать новую, менее затратную модель работы. Сейчас проводятся совещания по разработке стратегических планов. Одно из предложений состоит в том, чтобы объединить различные цифровые платформы, принадлежащие хозяевам издания – сайт NRG, сайт 360 и интернет-версию газеты «Исраэль а-йом».

В целях сокращения расходов был уменьшен тираж газеты (в основном пятничного выпуска): до 450 тысяч экземпляров, тогда как ранее печатали 550 тысяч. Сокращено число точек распространения. Прежде сокращению резко сопротивлялся прежний редактор, Амос Регев, мотивируя это необходимостью сохранить полную загрузку типографских мощностей. Однако теперь и на это пошли.

Заодно здесь пытаются увеличить доходы. Цены на рекламу уже поднимали несколько раз, а в последнее время издание предлагает под рекламную площадь первую полосу, чего никогда не делалось ранее.

Бисмут требует от журналистов большего количества оригинальных статей, чем во времена, когда редактором был Регев. Предложено увеличить активность сайта газеты: если раньше на нем появлялось то, что уже выходило в газете, то новая версия даст доступ к материалам еще до появления бумажного издания.

Но основное изменение в другом: газета стремится избавиться от образа «персонального издания» Нетаниягу и его жены. «Исраэль а-йом» попытается позиционировать себя как газету не личную, а «идеологическую», правоцентристскую — где-то между Нафтали Беннетом и Яиром Лапидом. Оба министра, кстати, встречались с Шелдоном Эдельсоном, хозяином газеты. Эта новая линия уже заметна: газета пишет о Нетаниягу чуть сдержаннее, и давно в ней не появляются фотографии его жена Сары, участвующих в различных мероприятиях.

Хотя газета продолжает поддерживать Нетаниягу, иногда путем замалчивания неприглядной правды, никто не знает, что произошло в отношениях между Эдельсоном и Нетаниягу, и как эти отношения повлияли на новую редакционную политику «Исраэль а-йом». Но сегодня вряд ли можно утверждать, что эти отношения остались теплыми и близкими. Одно из доказательств этого было получено на прошлой неделе: факс, который приближенный Нетаниягу Натан Эшель отправил премьерской чете. В факсе, опубликованнром газетой TheMarker, упомянуты имена трех уволенных сотрудников «Исраэль а-йом» — Маргалита, Гилата и Регева — а кроме того, в этом письме есть еще один интересный отрывок:

«Еще один важный вопрос связан с газетой. Они (супруги Эдельсон) не сказали мне ни слова, ни полслова о том, что было на встрече (с Нетаниягу). Однако по тем вопросам, что они мне задавали по поводу газеты, я понял, что они уязвлены тем, что вы думаете по этому поводу…»

Что Нетаниягу думал по поводу газеты «Исраэль а-йом»? На закрытых переговорах, по данным газеты «ХаАрец», Нетаниягу сказал следующее: «В первую очередь, «про-премьерская» пресса должна быть такой же сильной, как «анти-премьерская». Доля рынка сама по себе ничего не решает».

Кроме того, можно предположить, что именно Нетаниягу предложил заменить Регева на Бисмута.

Ранее публикация записей переговоров между Нетаниягу и Мозесом, связанных с «делом 2000», вызвала напряженность в отношениях между Нетаниягу и Эдельсоном. Потом премьер-министр поспешил опубликовать пост в Фейсбуке, напоминающий о том, что он распустил правительство в 2013-м году, чтобы не допустить принятия закона о газете «Исраэль а-йом». А что же происходит сейчас? Существует ли связь между отношениями Нетаниягу-Эдельсон и новой политикой газеты?

Не все в этом убеждены. Источники, связанные с газетой, считают, что Бисмут всего лишь хочет изменить образ газеты и улучшить финансовые показатели, но ее отношение к Нетаниягу оставит неизменным.

Однако рекламный рынок в Израиле на спаде, и газета все больше зависит от потока наличности из Лас-Вегаса (где хозяева газеты владеют игорным бизнесом, – прим. «Детали»). Начиная с 2014-го года, когда убытки «Исраэль а-йом» уже достигли 730 миллионов шекелей, на нее приходится до четверти рекламных площадей израильских ежедневных газет. Этот рынок сегодня оценивается в 700 миллионов шекелей. Однако общий объем рекламы в прессе сокращается, так что газете, несмотря на повышение цен на рекламные площади, не удается увеличить свою долю в распределении этого пирога.

Источники, близкие к газете «Исраэль а-йом», указывают на две причины, которые стимулируют желание руководства улучшить финансовое положение газеты. Первая связана с расследованием «дела 2000», в котором замешан премьер-министр. Мозес уже приходил в «подразделение 433», расследующее дело, с пачкой документов, согласно которым газеты «Исраэль а-йом» работала в интересах Нетаниягу. Из-за страха перед критикой газета пытается поменять бизнес-модель, и сохранить видимость беспристрастности. Другая причина – возможное напряжение в отношениях между Нетаниягу и Эдельсонами, и отказ четы финансировать газету в прежнем объеме — а это порядка 100 миллионов шекелей в год.

Остается неясным, почему Эдельсона взволновали столь незначительные суммы? Возможно, он просто решил сделать ставку на другую политическую карту.

В газете «Исраэль а-йом» отказались комментировать этот материал.

Нати Тукер, TheMarker. Фото: Борис Беленкин

Размер шрифта

A A A

Реклама