Госконтролер – политикам: руки прочь от СМИ

Даже после того, как уголовное расследование против Биньямина Нетаниягу по «делу 4000» стало достоянием гласности, вмешательство политиков в деятельность СМИ не прекратилось. Об этом свидетельствует информация, оказавшаяся в распоряжении госконтролера. Его аппарат уже на протяжении двух лет расследует подозрения о влиянии политиков на рынок израильских СМИ и, в частности, на регуляцию вещания коммерческих телеканалов.

Подобное расследование госконтролер проводит впервые. В поле зрения его ведомства попали следующие организации: министерство связи, Второе управление телерадиовещания (в ведении которого находятся коммерческие телеканалы и региональные радиостанции), совет кабельного и спутникового телевидения (контролирующий компании HOT и Yes) и корпопация общественного телерадиовещания «Кан».

Информированные источники утверждают, что в распоряжении госконтролера оказалась «очень серьезная» информация о политическом вмешательстве в дела СМИ. По их словам, она имеет прямое отношение к расследованию, ведущемуся против премьер-министра. Люди, которым пришлось пообщаться с сотрудниками ведомства госконтролера, говорят, что те проделали очень основательную работу. От них же стало известно, что значительная часть расследования посвящена действиям министерства связи и процессу принятия решений, связанных с независимостью института регуляции. Это касается и того периода, когда министерство связи возглавлял Биньямин Нетаниягу, а также последних лет, когда пост министра связи занял Аюб Кара.

Дела против Нетаниягу во многом связаны с его попытками повлиять на СМИ. Например, «дело 1000» включает подозрения о вмешательстве Нетаниягу в дела 10 телеканала. В основе «дела 2000» лежат переговоры между Нетаниягу и владельцем «Йедиот ахронот» Нони Мозесом о заключении сделки, по которой деятельность премьер-министра на страницах газеты освещалась бы только позитивно. В обмен Нетаниягу должен был сдержать наступление на газетный рынок главного конкурента «Йедиот» – бесплатной газеты «Исраэль ха-йом». «Дело 4000», которое полиция порекомендовала передать в суд, связано с подозрениями о предоставлении льгот компании «Безек» в обмен на позитивное освещение деятельность премьера на сайте Walla.

Расследование госконтролера относительно Второго управления телерадиовещания связано с проблематичными назначениями на ключевые должности и политическим вмешательством в дела этой инстанции. Подозрения, связанные с Нетаниягу, касаются событий вокруг 10 телеканала в конце 2014 — начале 2015 года. В те дни 10 канал находился на грани закрытия, и в связи с этим, шли интенсивные переговоры о его продаже. Недавно Нетаниягу сам признался в том, что пытался добиться закрытия этого канала. Как показало расследование газеты «ХаАрец», Нетаниягу оказывал давление на Эву Меджибож, занимавшую тогда должность председателя Совета спутникового и кабельного телевидения. Премьер-министр добивался, чтобы она приняла решение, препятствующее продолжению работы 10 канала. Он пытался оказать давление на Меджибож, в том числе, с помощью Нира Хефеца, согласившегося стать государственным свидетелем против премьер-министра. Необходимо отметить, что Меджибож вела упорную борьбу за сохранение 10 канала и привлекла на свою сторону тогдашнего юридического советника правительства Йехуду Вайнштейна. Его поддержка спасла канал от закрытия.

Аппарат госконтролера расследует не только события далекого прошлого, но и те, что произошли совсем недавно. Некоторые из них связаны с подозрениями о политическом вмешательстве в регуляцию коммерческих телеканалов. Информация, оказавшаяся в распоряжении госконтролера, связана с событиями, происходившими в Кнессете в начале 2018 года.

К тому времени, 20 телеканал уже неоднократно пытался получить лицензию на вещание новостей, утверждая, что в противном случае ему угрожает закрытие, а всем его работникам – увольнение. Совет кабельного и спутникового телевидения был готов удовлетворить эту просьбу только на основе действующего законодательства. И тут в Кнессете была создана специальная комиссия во главе с представителем «Ликуда» Аюбом Карой. Она приняла ряд поправок к соответствующим законам, что позволило 20 каналу начать новостное вещание, сократив  количество программ, посвященных еврейской традиции, ради которых он, собственно и был создан.

В правительственных инстанциях многие были возмущены этими действиями. Ведь существенные изменения закона были произведены без предварительного обсуждения. В ходе одного из заседаний комиссии Кнессета представительница министерства юстиции, адвокат Элидор Блитнер заявила, что «поправки к закону о коммерческих телеканалах были приняты с нарушением процедуры. График работы является невозможным. В действующее законодательство вносятся принципиальные изменения без предварительной общественной дискуссии». Позже, представительница министерства юстиции, выступившая от имени Айелет Шакед, выразила протест против заявления Блитнер. «Было бы лучше, если бы эти слова вовсе не были сказаны», – подчеркнула она. Госконтролер расследует не сами изменения, внесенные в законы, а закулисные действия вокруг них.

Гоконтролер также расследует подозрения, связанные с сообщениями о попытках помешать созданию корпорации общественного телерадиовещания «Кан» и вмешательстве в процесс назначений его руководства.

В ответ на просьбу прокомментировать эту информацию министерство связи заявило: «Мы получили черновик отчета государственного контролера и прокомментировали его. Все содержащиеся в этом документе замечания нами изучены. Сделаны должные выводы, касающиеся выбора членов совета кабельного и спутникового телевидения».

Управление главы правительства сообщило: «Премьер-министр действовал в соответствии с законом, руководствуясь указаниями юридического советника правительства. Нет никаких оснований для высказывания претензий».

Нати Тукер, «ХаАрец«, Б.Е. К.В.

госконтролер Йосеф Шапира. Фото: Эмиль Сальман

 


Реклама

Анонс

Реклама


Партнёры

Загрузка…

Реклама


Send this to a friend