«Дело 4000»: льготы в обмен на дружбу

За считанные дни до того, как полиция опубликует рекомендации по делам «1000» и «2000», появились аспекты нового расследования, которое можно назвать «делом Безек-Walla». Генеральный директор сайта, который, как ожидается, станет ключевым свидетелем обвинения, признал, что владелец этого издания Шауль Алович постоянно требовал от него не публиковать критику в адрес четы Нетаниягу. Его свидетельства подкреплены их перепиской, а также показаниями других участников процесса.

Со времен дела о тайном прослушивании друг друга владельцев газет «Маарив» и «Йедиот ахронот» в середине 1990-х годов, ключевые игроки медиа- рынка перестали «гостить» в кабинетах для допросов. Но теперь туда возвращаются новые люди. На следующей неделе полиция опубликует свои рекомендации по делам «1000» и «2000», в рамках которых допрашивались руководители газет «Йедиот ахронот» и «Исраэль ха-йом», акционеры и менеджеры 10-го канала, потенциальные инвесторы, журналисты. Вполне возможно, что возникнет и новое дело «4000», потому что расследование подозрений о слишком тесных отношениях между премьером и владельцем Bezeq Шаулем Аловичем набирает обороты.

Гигантские льготы в обмен на дружественное освещение событий? Усилия Нетаниягу по устранению враждебных ему изданий и созданию опоры в центральных СМИ закончились фиаско — как в общении с Мозесом о позиции «Йедиот Ахронот», так и в попытках влиять на эфирную политику Десятого телеканала. Тем не менее, в треугольнике «капитал — СМИ — власть» Нетаниягу, возможно, добился одного феноменального успеха, заключив союз с магнатом Шаулем Аловичем.

Нетаниягу намекал в одной из бесед, что владелец 10-го канала поддержит его, если он решит закрыть канал, который «не говорит в его адрес ни одного хорошего слова». Также, согласно подозрениям, Нетаниягу принимал участие в приобретении акций этого канала миллиардером Леном Блаватником — а выгадал на продаже акций Арнон Мильчен, усердно снабжавший чету Нетаниягу шампанским, сигарами и украшениями. Правда, и Нетаниягу, и Мильчен говорят, что никогда эту тему не обсуждали. Однако, перейдя в руки Блаватника, 10-й канал лишь подмигнул премьеру (назначением Рами Садана на пост председателя совета директоров и попыткой цензурировать материал о Мени Нафтали), но вскоре вернулся к обычной для него критике премьера.

Однако еще того, как переговоры с владельцем Ynet были сорваны, Нетаниягу перед прошлыми выборами понял, что нуждается в альтернативе изданию, которое Мозес будет использовать, как оружие, в попытках сместить его с поста. Тогда Нетаниягу счел, что такой альтернативой может стать сайт Walla.

«Дело 4000» строится на подозрениях, что премьер и его доверенное лицо — Шломо Фильбер, бывший гендиректор Министерства связи, проводивший реформу этого рынка — фактически, действовали в интересах компании Bezeq, контролируемой Аловичем. Взамен популярный новостной сайт Walla, который также подконтролен магнату, позитивно освещал действия премьера и свел к минимуму критику в адрес его жены Сары. Все обстоятельства указывают на связь между преимуществами, которые получили обе стороны.

Согласно информации, полученной «ХаАрец», доказательная база по этому делу укрепилась, и в нем фигурируют люди, приближенные к премьер-министру.

Свидетельства о тесных связей Нетаниягу с Аловичем были получены в ходе следствия по делу «Безек», которое проводило Управление ценных бумаг. Но подозрения в том, что положительное освещение в СМИ осуществлялось в обмен на государственную поддержку, не были проверены достаточно глубоко. Теперь похоже, что расследование продолжается. Среди участников очень подробной переписки, которая подтверждает эти подозрения, числится, по данным «ХаАрец», и один из приближенных премьер-министра. Несколько недель назад государство сообщило БАГАЦу, что прокуратура вернула «дело 4000» в УЦБ на доследование. А на прошлой неделе юридический советник правительства Авихай Мандельблит на закрытой встрече с журналистами подтвердил, что в этом деле появились новые данные. Но не уточнил, какие именно.

Ожидается, что ключевым свидителем в этом деле станет Илан Йешуа, руководитель сайта Wallа. Он не раз рассказывал близким ему журналистам, что получает от босса прямые указания цензурировать критику. По его словам, это было связано с решениями Министерства связи, которое тогда возглавлял Нетаниягу, напрямую влияющими на прибыли «Безек». Другие свидетели подтверждают, что на него оказывалось давление.

Известно, что Шауль Алович выкупил «Безек» через пирамиду компаний, получив огромные кредиты. Чтобы выжить, ему было необходимо поддерживать очень высокую прибыльность. В связи с этим предполагается, что он был заинтересован в хорошем взаимопонимании с премьером, который также нуждался в нем.

Шломо Фильбер. Фото: Эмиль Сальман

В мае 2015 года, после выборов и до формирования своего четвертого правительства, Нетаниягу забрал себе портфель Минсвязи и по телефону уволил его гендиректора  Ави Бергера, который был для «Безек» чем-то вроде красной тряпки для быка — он добивался реформы рынка стационарной телефонной связи, с которого компания Аловича получала значительную долю своих доходов. Реформа, которую инициировал прежний глава Минсвязи Гилад Эрдан, должна была привести к удешевлению потребительских тарифов на такую телефонную связь — а следовательно, и к снижению доходов компании «Безек». Нетаниягу, который представляет себя чуть ли не Теодором Рузвельтом в плане борьбы с монополиями, казалось бы, должен был возглавить такую реформу.

Но вместо Бергера он назначил Шломо Фильбера, своего доверенного человек, хотя тот и не имел опыта руководства структурами связи — и тот, как показало расследование The Marker, в первые же дни работы на новом посту связался с Аловичем, а затем, несмотря на возражения профессионалов, продвигал сделку, в которой был заинтересован магнат: продажу компанией «Евроком» контрольного пакета Yes компании «Безек». Нетаниягу одобрил спорное соглашение и не афишировал своих дружеских связей с Аловичем.

Кроме того, по данным расследования, проведенного “ХаАрец”, имеются предположения, что близкие к правительству круги напрямую влияли на назначения в “Walla”.

20 лет назад дело о взаимном прослушивании двух газет нанесло тяжелый удар по свободе прессы. Это привело к многочисленным побочным эффектам — от журналистов, которые стали наемными исполнителями воли своих издателей, до использования медиа в целях очернения начальника следственного отдела полиции. Однако дела Нетаниягу, из-за которых представители СМИ вернулись в кабинеты для допросов, много опаснее. Ущерб свободе слова от активного вмешательства премьера в борьбу между крупными газетами, поставщиками контента и новостными телеканалами может быть еще более серьезным.

От имени Нетаниягу в ответ на эту публикацию ограничились двумя вопросами: «Сколько раз можно повторять одно и то же? Вам еще не надоело?»

От имени Шауля Аловича сообщили, что он «всегда добивался сбалансированного и справедливого, но не льстящего, освещения событий, и никогда не просил господина Нетаниягу продвигать интересы компании «Безек».

Адвокат Боаз Бен Цур от имени Арнона Мильчена сообщил: «Глава правительства выступал за закрытие 10-го телеканала, миноритарным акционером которого являлся Мильчен. Мильчен, который на определенном этапе прекратил инвестировать и кредитовать 10-й канал, в целом был заинтересован в продолжении его деятельности, главным образом, отдавая отчет в важности существования центрального новостного канала. Сделка с Леном Блаватником была не в пользу Мильчена, который потерял немало средств на этом канале. Это опровергает любые аргументы против Мильчена, если они вообще могли быть».

Из адвокатской конторы, представляющей интересы Нони Мозеса, сообщили, что он отказался от комментариев.

Гиди Вайц, «ХаАрец«, В.П. Фото: Эмиль Сальман

тэги

Реклама

Анонс

Реклама

Партнёры

Загрузка…

Реклама

Send this to a friend