Гостелерадио больше нет, а подозрения в коррупции есть

Полиция допросила бывших руководителей закрытого Гостелерадио по подозрению в коррупции.

Журналистское расследование газеты TheMarker показало, что Гостелерадио передавало право на производство программ одним и тем же близким к руководству людям. При этом оно никак не обосновывало свои решения и не объясняло по какому принципу расходуются выделенные средства.

Среди прочих, речь идет о бывшем гендиректоре Гостелерадио Йони Бен-Менахеме, его помощнике Зелиге Рабиновиче, пользовавшемся неограниченным влиянием, председателе союза израильских художников Янкеле Менделе, постоянно получавшем заказы от Гостелерадио, а также Коби Сите, владельце компании Alice Communications, который тoже пользовался особой благосклонностью руководства Госелерадио.

По сообщению израильского телевидения, вышеперечисленные лица были допрошены сотрудниками иерусалимской полиции по подозрению в коррупции, включая взяточничество и мошенничество только через четыре года после того, как было опубликовано расследование TheMarker.

Согласно полученной информации, полиция уже несколько лет ведет секретное расследование дела о коррупции в Гостелерадио. Она подозревает, что все договоры, предназначенные для своих, носили фиктивный характер. Бюджеты на программы, не требующие особых усилий в производстве, искусственно завышались, и, таким образом,  сотни миллионов шекелей, выделенных Гостелерадио, пополнили карманы все тех же своих.

Раздел государственных бюджетных средств между подозреваемыми частично затронул госконтролер в 2014 году.

Следствие по этому делу проходит под эгидой отдела по расследованию экономических преступлений при госпрокуратуре.

Расследование, проведенное журналистами TheMarker, показало, что руководство Гостелерадио распределяло целевые бюджеты и ежегодно перечисляло 180 млн. шекелей определенным внешним продюсерским компаниям, производящим различные телепрограммы. Долгие годы все происходило без нарушений, с соблюдением законности и отчетности.

Ситуация изменилась в 2011 году, когда по решению Высшего суда справедливости, принятому по исковому заявлению израильского союза художников, Гостелерадио изменило свою политику, расширив круг продюсерских компаний, что предположительно усилит конкуренцию и повысит качество транслируемых программ. Однако вместо этого руководство Гостелерадио привлекло «своих людей» для создания малозатратных развлекательных программ по рекордно завышенным ценам.

Одним из тех, кто стал получать заказы, был упоминавшийся Янкеле Мендель. Принадлежавшая ему компания «Мендель» в 2012-2013 годах отсняла, в общей сложности, двадцать шесть программ, за что получила 4 млн. шекелей. Но проверка, проведенная в прошлом году внутренней комиссией Гостелерадио, включая консультации с экспертами, показала, что реальная стоимость выполненной работы  составляет 1.8-2 млн. шекелей — ровно половину запрошенной цены.

В августе 2016 года полиция заявила, что ведет расследование по этому делу после того, как о своем журналистском расследовании рассказала программа 10-го телеканала «Макор» (Источник) — в частности, о том, что она выявила случаи, когда руководство Гостелерадио выделяло бюджеты «своим» без всяких на то оснований

Янкеле Мендель засветился и в отчете о внутреннем расследовании в Гостелерадио. Выяснилось, что принадлежащая ему компания получила десятки тысяч шекелей для приобретения оборудования от продюсерской компании выпускавшей программы на арабском языке. При этом данное оборудование не приобреталось.

В других случаях продюсерская компания выставляла завышенные счета на оплату студийных расходов или услуг сотовой связи.

Певец, принимавший участие в одной из развлекательных программ, рассказал, что певцы выступали за определенную плату, хотя они участвовали в этой программе бесплатно, и кто-то положил их гонорар себе в карман.

В то время, когда все это происходило, председателем Гостелерадио был Амир Гилат, гендиректором — Йони Бен-Менахем, а его помощником — Зелиг Рабинович.

Коби Сит, владелец компании Alice Communications, прокомментировал ситуацию следующим образом: «Я представил полиции свою версию и уверен, что правда выйдет на свет. Мы действовали в соответствии с законом и заключали договоры под строгим контролем. Мы не получали множество заказов на производство программ от Гостелерадио. Как и положено, мы подавали упорядоченные заявки по стандартным ценам и в полном соответствии с процедурными правилами, утвержденными всеми комиссиями и контролирующими органами».

Нати Тукер, TheMarker, М.К.
На фото: бывший гендиректор Гостелерадио Йони Бен-Менахем (Оливье Фитуси)


Размер шрифта

A A A

Реклама